Моторы Tesla Model 3: насколько сильное, выносливое и инновационное сердце у электромобиля
Электрические моторы Tesla Model 3 — это основа её динамики, скорости и комфорта. С момента выхода модели в 2017 году Тесла Моторс непрерывно совершенствовала силовые установки, находя баланс между мощностью и долговечностью. Здесь мы разберём всё: характеристики, строение модернизации и особенности обслуживания.
Мощность двигателя Tesla Model 3 впечатляет и позволяет эксплуатировать электромобиль в широком диапазоне возможностей: от спокойных семейных поездок до резких стартов на светофорах. Но что же собственно приводит в движение электрическую "Тройку"? Погружаемся в детали её моторов, их эволюцию и реальную жизнь на дорогах.
Характеристики двигателя Tesla Model 3: от «стандарта» до «перфоманса»
Силовая установка Tesla Model 3 сочетает тягу и надёжность. В базовой версии Standard Range Plus с задним приводом (Rear Wheel Drive, RWD) мотор выдаёт 283 л.с., разгоняя машину до 100 км/ч за 5,6 секунды. Полноприводные версии (All Wheel Drive, AWD) Long Range и Performance с двумя моторами могут развить 394 и 510 «лошадей» соответственно, в последнем случае, разгон равен 3,1 секунды. Ресурс двигателя Tesla Model 3 при нормальном уходе — 300 000–500 000 км, что не уступает лучшим современным образцам ДВС.
Если же рассматривать полноприводную версию, то для каждой оси применен определенный тип двигателя: задний — синхронный с постоянными магнитами (Permanent Magnet Synchronous Motor, PMSM), выдаёт до 410 Нм, передний — индукционный (Induction Motor, IM), даёт около 200 Нм и потребляет меньше энергии. В период С 2017 по 2022 годы отдача силовой установки Tesla Model 3 росла: Long Range в 2017-м выдавал 258 кВт,а уже в 2022-м — 298 кВ, этого удалось добиться за счет улучшения охлаждения и обновления программного обеспечения, а также изменения конструкции двигателя Tesla Model 3.
Как устроены моторы Tesla Model 3?
Конструкция двигателя Tesla Model 3 преимущественно зависит от того, на какую ось он установлен – заднюю или переднюю. Агрегат с постоянными магнитами типа PMSM основывается на таком строении: ротор с магнитами взаимодействует со статором с медной обмоткой, обеспечивая моментальный отклик и КПД до 97%. Передний, как уже упоминалось ранее, работает на переменном токе без магнитов — он проще, дешевле заднего, но при этом у него ниже коэффициент полезного действия – около 93%. У машин с полным приводом (AWD) задний мотор Tesla Model 3 отвечает за основную тягу, а передний подключается для экономии энергии и помощи на старте.
В период производства модели с 2017 по 2022 годы конструкция менялась, если в начале производства машины оснащались исключительно индукционными электромоторами, то в 2019-м на заднюю ось начали ставить мотор типа PMSM с усиленным ротором. Его называют "волосатым" (от англ. "hairpin rotor") из-за медных "шпилек", торчащих как волосы — это не шутка, а инженерная хитрость для лучшего теплоотвода. В 2021-му передний индукционный мотор в полноприводных версиях получил более усиленную конструкцию, рассчитанную на нагрузку до 150 кН/м.
Принцип электродвигателей объясняется просто: батарея Tesla Model 3 через инвертор подаёт ток, мотор типа PMSM запускается от магнитного поля, а IM работает от индукции. Эти технические решения снизили тепловые потери на 15% к 2022 году, сделав моторы тише и долговечнее.
Обслуживание электромоторов Tesla Model 3 – мануал производителя и реальность
Пользовательский мануал Tesla утверждает, что моторам Model 3 почти не нужен какой-либо уход. Смазка в редукторе по замыслу инженеров «вечная» и работает весь запланированный срок службы агрегата (до 500 000 км), фильтры и подшипники также не требуют замены, а охлаждающую жидкость проверяют и меняют раз в 4 года или 80 000 км. Это может звучать как мечта, но реальность говорит об обратном.
На деле поломки двигателя Tesla Model 3 - редкость, но подшипники могут изнашиваться к 100 000–150 000 км пробега, особенно в условиях плохих дорог, первый признак – гудение и хруст. На сервисных станциях советуют менять смазку в редукторе (1,5 л) каждые 100 000 км, особенно в Performance, где могут быть более высокие нагрузки, вызванные более интенсивной. динамичной эксплуатацией. Сам мануал Tesla этого не указывает, однако практика подтверждает необходимость периодического ТО.
- Чистка радиаторов охлаждения раз в год — иначе перегрев, поломки и дорогостоящий ремонт.
- Проверять подшипники каждые 50 000 км на предмет посторонних шумов.
- Менять масло в редукторе, особенно, если электромобиль часто ездит в активном стиле.
Редуктор моторов Tesla Model 3: крепкий, но не вечный
Редуктор в Tesla Model 3 — это механизм с одноступенчатой передачей с комплектующими из закалённой стали (прочность до 300 кН/м), передающий тягу от моторов к колесам. Передаточное число редуктора равно отношению 9:1 для заднего мотора и 9,5:1 для агрегата на передней оси. Ресурс около до 500 000 км в идеале, однако удары и попадание грязи внутрь могут сократить срок службы конструкции.
Закрыть тему редукторов Tesla Model 3 можно разговорами о надежности. В целом, агрегат вынослив, но от «болячек» не избавлен: есть вероятность износ шестерён или течь смазки после 200 000 км на плохих дорогах. Масло (Tesla ATF 9) стоит менять каждые 100 000 км, чтобы избежать гула в салоне и дорогостоящего ремонта.
Характеристики электродвигателя Tesla Model 3 и емкость батареи: существует ли взаимосвязь?
Мощность двигателя Tesla Model 3 не привязана к ёмкости батареи напрямую, но настройки агрегатов могут различаться и существенно. Например, версия Standard Range (54 кВт•ч) с одним двигателем PMSM выдаёт 283 силы, столько же у спецификации Mid Range с ВВБ на 62 киловатта и заднеприводной Long Range. Полноприводные же модели Long Range (75-82 кВт•ч) могут развивать до 394 л.с с двумя моторами. Однако и это не предел - такая же полноприводная двухмоторная версия но в исполнении Performance с ВВБ на 82 кВт/ч способна выдать 510 «лошадок».
Как видно, тягово-динамические характеристики моторов Tesla Model 3 мало чем отличаются в зависимости от того, какая батарея смонтирована под днищем. Основные различие – в «мозгах» и программном обеспечении; бывали случаи, когда ушлые «перекупщики» инсталлировали в «мозги» полноприводной версии Long Range софт, который повышал отдачу моторов до уровня Performance. Правда, ненадолго – первое же обновление прошивки «по воздуху» «откатывает» настройки агрегатов в стандартное состояние.
Больше мощности и тяги, меньше ресурса: отличительные черты моторов Tesla Model 3 Performance
В версии Performance, силовые агрегаты заточены с прицелом на более высокую отдачу и динамику. Достичь этого удалось за счет усиленной обмотке и улучшенному ротору агрегатов. Как результат – суммарная мощность электродвигателей равна 510 лошадиным силам. С таким «табуном» машина разгоняется до 100 км/ч за 3,1 секунды. Если рассматривать чем конкретно агрегаты этой спецификации отличаются от стандартных, то вот наиболее заметные изменения:- Большее на 10% содержание меди в обмотке для повышения мощности.
- Более выносливые подшипники, рассчитанные под нагрузку до 15 кН.
- Охлаждение на 20% эффективнее.
Купить двигатель Tesla Model 3 и запчасти к нему: поможет интернет-магазин Stroomparts
Выше уже говорилось – в случае крупной поломки электромотора Tesla 3 гораздо проще купить агрегат на замену, чем ремонтировать имеющийся. Однако тут же появляется другой вопрос – а где взять агрегат на замену? Да и мелкие комплектующие на всякий случай также нужны.
- Электродвигатель задний;
- Передний электромотор;
- Ротор электромотора;
- Дифференциалы;
- Картеры;
- Масляные насосы двигателя;
- Фильтры;
- Защита и шумоизоляция.
Товары
Все
7
Запчасти TESLA MODEL 3
3
Электродвигатель
3
Запчасти TESLA MODEL S
3
Рулевое управление
1
Электродвигатель
2
Запчасти TESLA MODEL X
1